Дорожки из дерева пришли к нам из глубокой древности. В те далекие времена, когда еще не было асфальта, тротуарной плитки или брусчатки, люди все равно мостили тропы, дороги и целые тракты. Делали это из того материала, который предоставляла окружающая природа - камень, дерево, песок, глина.

Садовые дорожки из дерева можно соорудить самостоятельно. Их изготовление не потребует больших финансовых вложений. Особенно если неподалеку от местонахождения участка растет лес, в котором всегда можно найти упавший сухостой или поваленное ветром дерево.

Есть несколько основных способов изготовления деревянной дорожки на даче своими руками.

Древесные спилы

Спилом, или пеньком, называют поперечный отрез ствола дерева, длиной 10-20 см. Из таких пеньков, установленных вертикально, выкладывается основное полотно дорожки. Но прежде чем строить садовые дорожки из дерева, необходимо провести определенные подготовительные работы. Дерево - относительно мягкий строительный материал, подверженный разрушению климатическими факторами, гниению, воздействию древоточцев и короедов. Поэтому чтобы увеличить срок службы деревянного настила, необходимо, прежде всего, окорить заготовленные спилы и высушить. Сушить древесину лучше всего под навесом, складывая таким образом, чтобы поверхность заготовки хорошо продувалась. Во избежание растрескивания пеньков желательно оградить их от попадания прямых солнечных лучей, а также от дождя и снега.

Иллюстрация 1

В строительной практике сухой считается древесина, имеющая влажность 10-12%. Но не всегда под рукой окажется влагомер. Определить процент содержания влаги в древесине можно приблизительно, используя народные приметы:

  • на цвет сухая древесина более темная (серая), в отличие от сырой древесины - светлой и яркой;
  • на ощупь сухая древесина твердая и легкая, стружка от нее легко и с треском ломается, можно получить занозу в палец. Стружка сырой заготовки легко деформируется, мнется и не ломается;
  • при ударе киянкой сырая древесина издает глухой и короткий звук, сухая при ударе резонирует и "звенит", звук более продолжительный;
  • при применении химического карандаша на сырой доске остается фиолетовый цвет, в то время как на сухой карандаш оставит обычный серый след.

Существует еще один оригинальный способ определения сухости дерева при помощи дрели и сверла для металла. В заготовке высверливается отверстие глубиной 4-5 см, и на половину минуты вращающееся сверло задерживается в неподвижном состоянии. Если доска слишком сухая - отверстие задымится, из-под фрезы появится характерный едкий запах тлеющей древесины, если ничего не произошло - древесина нормальной строительной влажности. Если же около отверстия образовался ободок из мелкой стружки - пиломатериал нуждается в сушке.

Обычно, в естественных условиях, лес сохнет около года. Поэтому заготовив и окорив пеньки сегодня, применять их по назначению следует только в следующем году. Когда они достигнут рабочей сухости, их можно будет пропитать антисептическими растворами. Кроме того, в сухую заготовку очень хорошо впитается раствор водоотталкивающего гидрофобизатора, который увеличит срок службы пенька во многие разы. Красить и покрывать лаком (или другими пленкообразующими составами) древесину нет никакого смысла, так как в процессе эксплуатации на сырой земле любые покрытия очень быстро отслоятся и превратятся в шелуху.

Для того чтобы деревянные дорожки служили не один десяток лет, важно подобрать подходящий сорт древесины.

Наиболее приемлемыми являются сорта твердых пород - дуба, граба, яблони, бука. Хорошо послужат для таких целей и хвойные породы - ель, сосна и особенно лиственница, которая сохраняется при правильной обработке до 25 лет. Мягкие породы деревьев - липа, береза, акация - легки в обработке, но в качестве дорожного покрытия более 5 лет не продержатся. Впрочем, за неимением другого материала вполне применимы и они. Просто придется чаще вынимать отслужившие пеньки и заменять их новыми срезами. Но для этого надо, чтобы в запасе всегда были свежие, высушенные заготовки.

После того как заготовка древесины произведена, необходимо подготовить грунт для укладки спилов. Как правило, это делается следующим образом.

Иллюстрация 2

Лопатой снимается верхний слой дерна и выкапывается траншея, глубиной до 30 см. Грунт просушивается и покрывается водонепроницаемой полиэтиленовой пленкой. Такая гидроизоляция должна предотвратить скопление воды под садовой дорожкой, поэтому необходимо проследить за тем, что бы влага скатывалась с пленки в одну из сторон. Уклон может быть совсем небольшим - 2-3 градуса, этого будет достаточно, что бы дождевая и талая вода уходили в почву, оставляя сухим пространство под вымощенной деревом дорожкой.

Чтобы проверить уклон, можно полить уложенную пленку из шланга или выплеснуть на нее воду из ведра. Если через несколько минут вода с пленки стечет, значит, уклон работает исправно. Если нет - надо увеличить угол наклона или подсыпать грунт в середину покрытия, чтобы образовалось подобие купола. Далее пленка покрывается слоем песка или гравия около 5 см толщиной и снова проливается водой. Это нужно для того, чтобы песок утрамбовался и равномерно заполнил весь предоставленный объем.

После этого можно приступать к монтажу бордюра, если это предусмотрено по плану. Бордюр делается из различных материалов - камней, автомобильных покрышек, досок или вкопанных в ряд пластиковых бутылок. Даже вбитые по периметру траншеи колышки могут с успехом исполнять роль бордюра. Его основная задача - не дать рассредоточиться насыпным материалам в ближайший грунт. В нашем случае - это песчаная подсыпка. Рекомендуется выравнивание бордюра по гидравлическому уровню. Садовые дорожки из дерева, снабженные устойчивыми бордюрами, имеют гораздо больший срок службы.

По завершении монтажа бордюра насыпается второй слой песчаной подушки. Общая высота слоя песка, таким образом, должна быть в пределах 10 см. Умножив длину дорожки на ширину, а потом на толщину слоя, получим объем количества песка (или мелкого гравия), который необходимо заготовить перед началом работ.

Последний этап - укладка спилов и выравнивание общей плоскости дорожки. Способ и порядок работы здесь ничем не лимитирован, можно выкладывать какие угодно узоры, применять спилы мелкого или крупного диаметра, правильной округлой формы или неправильной. Принципиально лишь одно - верхние грани всех пеньков должны находиться в одной плоскости. Допустимая погрешность - 1 мм на погонный метр. Оставшееся пространство заполняется песком до полной усадки.

Использование горбыля

Когда-то очень распространенный, а сегодня почти забытый способ мощения дороги. Именно горбыли служили основным материалом при строительстве дорог и трактов в средние века. Заключается он в том, что в отличие от предыдущего способа заготовки спилов, лес-кругляк распускается не поперечным сечением, а продольным. На выходе образуется так называемый обапол (или горбыль). Окоренный и высушенный, пропитанный сохраняющими и водоотталкивающими химическими составами, горбыль укладывается плоской стороной вверх, и перпендикулярно к направлению движения. В результате складывается исключительно прочная конструкция. И, если водоотводный дренаж выполнен правильно, такая дорожка может прослужить много-много лет. Доказательством тому служат многочисленные мосты, сохранившиеся поныне в деревенской местности, которые выложены именно таким способом и с применением древесных материалов.

Большим плюсом данной конструкции, как и в первом случае, является легкость, с которой можно ремонтировать такую дорожку при возникновении каких-либо механических повреждений. Замена горбыля не составляет большого труда.

При монтаже необходимо учитывать то, что горбыль не должен свободно лежать на песке, и крепить его по краям к бордюру.

Изображение 3

Выкладка досками

Доски - прекрасный строительный материал. И их можно использовать при сооружении садовой дорожки. При этом выгодным отличием досок перед срезами и горбылями является то, что их не надо долго заготавливать и сушить, а можно просто купить и привезти к себе на участок. Как правило, со складов продаются уже готовые пиломатериалы нужной кондиции.

Изображение 4

Дорожку из досок можно выполнить двумя способами. В обоих случаях подготовка грунта и дренажа остается одинаковыми. Но различают два вида настила досок:

  • настил досок непосредственно на песчаную подушку;
  • настил досок по лагам, закрепленным на грунтовой основе.

Очевидно, что второй вариант более трудоемкий, так как появляется дополнительная работа по монтажу лаг. Однако в большинстве случаев строители отдают предпочтение именно этому способу настила. Ведь в итоге доски, опирающиеся на лаги и вентилируемые снизу, гарантированно долго будут выполнять свою функцию.

Монтируют такую дорожку с применением досок твердых, а также хвойных пород деревьев. Лаги размещают вдоль направления движения, а непосредственное покрытие - перпендикулярно. Толщина доски должна быть не менее 40 мм. Между досками оставляют зазор 1,5-2 см для стекания воды и свободной вентиляции воздуха. Расстояние между лагами - от 60 до 90 см.

Оформление сада из бруса

Принцип устройства такой же, как и у дорожек, выполненных из досок. Отличие лишь в том, что брус более прочный, износостойкий и дорогостоящий материал. Укладка заранее нарезанного на ширину дорожки бруса производится с зазорами от 3 до 5 см, которые впоследствии нивелируются насыпным материалом. Для придания устойчивости отдельным элементам конструкции желательно закрепить брус и бордюр между собой. Этого можно достичь, применяя саморезы с широким шагом резьбы.

Иллюстрация 5

Очень удобно под такой дорожкой прокладывать электрический, телефонный или телевизионный кабель. Его можно разместить либо под водонепроницаемой пленкой, либо в толще песчаной подушки. Проложенный кабель должен быть цельным, без соединений, в противопожарной гофре.

Другие материалы

Кроме вышеописанных, существуют также другие виды деревянных дорожек. Принцип их устройства ничем не отличается. Различны лишь материалы, выбираемые для покрытия несущей поверхности. Так можно сделать дорожку из деревянных щитов, которые предлагает розничная торговля, засыпать между бордюрами древесной коры или отходы от шелушения кедрового ореха. Некоторые используют измельченные ветви деревьев. Суть от этого не изменится, а потому описывать их здесь нет нужды. Может использоваться любой древесный материал, если придерживаться основных правил устройства дорог.

И в заключение хочется отметить следующее. Лес - бесценный дар природы, который не только служит великолепным строительным материалом, но и наполняет атмосферу планеты тем, без чего органическая жизнь была бы невозможна - кислородом.

Если мы используем древесину в своих бытовых нуждах, не будем забывать древнее правило наших предков - срубил одно дерево, посади пять!